КСИА. Вып. 266

Артикул: 8001078
2 138,00 ₽
Характеристики
Имя атрибута Значение атрибута
Категория Журнал
Серия Краткие сообщения Института археологии
Автор(ы) Макаров Николай Андреевич (отв. ред.)
Об издании КСИА. Вып. 266
Год издания 2022
Издательство Институт археологии РАН
Аннотация

В 266-ом выпуске «Кратких сообщений Института археологии» опубликованы статьи о находках и памятниках бронзового, раннего железного и средних веков, а также керамологические, естественнонаучные и нумизматические исследования. Кроме того, в номере содержатся доклады двух конференций: «Большой Шигирский идол в контексте искусства каменного века Северной Евразии» и «Методические аспекты изучения древних и средневековых кремаций». Всего в выпуске 28 статей.

Е.А. Кашина анализирует «искусствоведческий контекст» Большого Шигирского идола: монументальную скульптуру и образцы искусства малых форм Европы и Зауралья от эпохи мезолита до бронзового века. Анализ резных антропоморфных скульптур позволяет автору проследить, как менялся стиль изображений. На основе этих изменений, наиболее близких аналогий и их прямых датировок, автор приходит к выводу, что Большой Шигирский идол может быть отнесён ко времени не ранее конца каменного века. Такое заключение вступает в противоречие с радиоуглеродной датой идола (эпоха мезолита). По мнению исследователя, это противоречие может объясняться тем, что для идола использовался «ископаемый» ствол лиственницы.

С.Н. Савченко придерживается радиоуглеродной датировки Большого Шигирского идола эпохой мезолита, а свою статью посвятила интерпретации изображений на нём. По её мнению, на поверхности скульптуры сохранились рисунки восьми персонажей, но первоначально их могло быть девять или десять. Автор обращается к религиозно-мифологическим взглядам финно-угорских народов, предлагая интерпретацию изображений. Некоторые фигуры могли воплощать женское и мужское начала, миры растений и зверей, а все вместе – передавать картину сотворения мира. Исследователь не исключает, что изображения Шигирского идола моли быть связаны и с культом первопредков. Аналогии фигурам она видит в памятниках, которые датируются временем от верхнего палеолита до раннего железного века.

А.В. Епимахов публикует псалии и распределитель ремней конского оголовья из Владимировки, могильника бронзового века в Южном Зауралье. Исследователь считает, что эти элементы колесничного комплекса можно рассматривать как показатель мобильности населения. Сам могильник он относит к петровско-алакульским памятникам, тогда как псалии типологически близки петровским и синташтинским, а орнаментация распределителя ремней находит аналогии в петровских и срубно-алакульских материалах Доно-Волжского региона. По мнению автора, такие аналогии отражают надкультурный характер колесничного феномена.

Л.А. Голофаст и А.Н. Свиридов пишут о редком стеклянном кубке с орнаментом, выполненным накладными «змеевидными» нитями, из могильника Фронтовое 3 в Юго-Западном Крыму. Его нашли в погребении конца II – середины III в. н.э. Сам кубок, несомненно, был предметом роскоши и происходил из одной из западноевропейских мастерских. Появление сосуда в Юго-Западном Крыму, по мнению авторов статьи, связано с присутствием римлян.

А.Е. Леонтьев и И.А. Сапрыкина исследуют цветную металлообработку на городище Выжегша во Владимирской области (конец VI–IX вв.). Там существовали две мастерские, одна из них специализировалась на обработке серебра, другая – на литье изделий из легкоплавких сплавов. Помимо серебра и легкоплавкого сплава, на городище представлены оловянная и оловянно-свинцовая бронзы, латунь и многокомпонентный сплав. Из-за отсутствия сопоставимых материалов с других памятников анализ изделий Выжегши не позволяет установить место их производства. По некоторым признакам предметы из цветного металла Выжегши сближаются с находками из раскопок Большетарханского, Большетиганского, Крюково-Кужновского и Подболотьевского могильников.

Вместе с этим также покупают

КСИА. Вып. 267

8001085
2 818,00 ₽

КСИА. Вып. 265

8001086
1 368,00 ₽

КСИА. Вып. 268

80011117
3 280,00 ₽